Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы. Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году. В 20 лет ушел на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца. Преподобного Никодима Ватопедского, принял постриг и начал путь подвижничества. После перешел в Лавру преподобного Афанасия.
В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же и был рукоположен в сан священника. Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника.
В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Горы Афон, а в 1336 году, святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.
Святой Григорий Палама о целях Боговоплощения Иисуса Христа:
- Сын Божий стал человеком, чтобы показать, на какую высоту Он нас возводит.
- Чтобы мы не превозносились, будто мы сами по себе победили порабощение диаволу.
- Чтобы Он (Сын Божий), как сугубый естеством, стал посредником, соразмерно согласуя свойства обоих естеств.
- Чтобы разрешить узы греха.
- Чтобы показать, в какую бездну греха мы впали, что потребовалось воплощение Бога.
- Чтобы стать для нас примером унижения, которое связано с плотию и страданиями.
- Чтобы стать целительным средством против гордости.
- Чтобы показать, что Бог создал наше естество добрым.
- Чтобы стать начальником новой жизни, подтвердить воскресение и прекратить безнадежность.
- Чтобы став Сыном Человеческим и причастившись смерти, сделать людей сынами Божиими и участниками Божественного бессмертия.
- Чтобы показать, что естество человеческое, в отличии от всех тварей, создано по образу Божию; что оно настолько сродно. Что может с Ним соединиться в одной Ипостаси.
- Чтобы почтить плоть, именно смертную плоть.
- Чтобы высокомерные духи не смели считать и о себе думать, что они честнее человека и что они могут обожиться, вследствии своей бесплотности и кажущегося бессмертия.
- Чтобы сочетать разделенных естеством людей и Бога, Сам Христос становится посредником в обоих естествах.