Мы все — очень разные. Но друг без друга мы не можем. И одна из важнейших целей жизни — единение людей в истине, красоте, добре и взаимопомощи, чтобы и существование наше и сами мы были лучше, осмысленнее, интереснее. Основа единения — взаимопонимание. А первая ступень взаимопонимания — это общение, связь. Самое ценное — личное общение, «глаза в глаза». Только при личном контакте достигается полнота восприятия, она заключена суммарно и в голосе, и в глазах, и в одежде, в манерах, жестах, даже осанке. И конечно, в наборе слов и фраз — в нашей речи.
«В добрые старые времена» люди на удалении обменивались письмами. Человек заранее настраивался, приходили соответствующие мысли, сам ритуал написания способствовал полноте смысла и чувств. Стол, лампа, вид листа бумаги, перо, чернильница — всё это придавало уют, даже некую поэзию письменному общению. И весь процесс этот, вроде — такой обычный, назывался уважительно и высоко: эпистолярное искусство! Сейчас, читая изданные старые письма людей даже не очень известных, мы часто поражаемся их глубине и своеобразию. «Я к вам пишу — чего же боле?»
А как же сейчас? Что изменилось? Как соотносится механизм восприятия и понимания с научно-техническим прогрессом? Средства коммуникации и качественно и количественно возросли просто фантастически. У каждого в кармане — рация! Сейчас даже первоклассника трудно представить без мобильного телефона, а пятиклассника — без планшетного компьютера.
Но происходит парадокс — все эти средства СВЯЗИ фактически РАЗОБЩАЮТ народ: дети не играют вместе, а порознь сидят у компьютеров; в транспорте почти все погружены в мобильники, планшеты, плееры, у многих в ушах микротелефоны… Кажется, если рядом человеку станет плохо и он упадёт — никто и не заметит. Потому что все изолированы друг от друга «аппаратурой» — у каждого в руках или ушах «гад-же-ты», каждый находится не здесь, а в виртуальном, выдуманном мире, построенном, в основном, на соблазнах, рекламах, пустой или откровенно вредоносной информации.
К примеру, есть у нас в России некоторые вроде бы дороги — но они совершенно убитые. По идее, они должны соединять «пункт А и пункт Б», а не деле они великолепно разъединяют наши населённые пункты, начисто изолируют их друг от друга, и невольно приходит мысль о вертолёте. Вот точно так же и современные средства связи не сближают нас, а разделяют. Только где тот «вертолёт»…
Казалось бы, по интернету, действительно, люди стали больше общаться. Многие находят давних знакомых, одноклассников и однокашников, и это хорошо. Но какого качества стало это общение? Особенно если сравнить с давними письмами — в конвертах, или с личной беседой при встрече. К сожалению, современное общение чаще всего ограничивается примитивным «информационным уровнем»: ты где? — я там-то; когда будешь? — тогда-то; где была? — в магазине; что хорошего? — да, так, ничего особенного; персики по пять — о-очень большие! но по пять. Отключение же телефона из-за разряда батарейки или окончания оплаченного периода — это для нас если не катастрофа, то изрядный стресс! И кстати, разговоры по «мобильникам» серьёзно ударили и по культуре поведения: в общественных местах, в транспорте говорящие часто не стесняются делиться проблемами в полный голос — как будто окружающие обязаны слушать их галиматью!
И к чему же мы пришли? Взрослые упражняются в пустой болтовне. Дети позабыли дворовые игры, мало двигаются — они предпочитают портить зрение и осанку у экрана компьютера. Привязка к электронике просто потрясающая (почти наркотическая) — а связи-то по существу и нет! Более того: молодёжное интернетское общение породило уродливый сленг типа «превед, кросавчег!» — ещё один издевательский удар по русскому языку, наряду с англосаксонским обезьянничаньем.
Исключительно иронически мы воспринимаем строки старой песни: «У самовара я и моя Маша» — и зря, ведь общение людей в старину у самовара воистину было добрым единением в мире и согласии.
Можно ли остановить технический прогресс? Конечно, нет, да и не нужно. Но вот преодолеть эту наркотическую зависимость от «гаджетов» во имя полноценного человеческого общения и понимания, поставить электронику в рамки нравственности — поистине одна из важнейших наших духовных задач.
29 мая 2017 г.