В первой книге Библии – в книге «Бытие» (главы 1-3) — рассказывается, как Бог создавал людей:
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. Обратите внимание – о человеке Бог говорит в единственном числе, а благословления и власть дает человеку уже во множественном числе поровну всему человечеству, которое пока представлено в лице и в природе одного Адама. Кроме того, при творении человека подчёркивается, что человеком являются и мужчина, и женщина, хотя первый человек-Адам несомненно один. Читаем далее: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку… но для человека не нашлось помощника, подобного ему. Итак, много помощников привёл Господь человеку – кто-то тяжести носить может, кто-то – быстро передвигаться, кто-то молоко и шерсть дает, но не может быть настоящим помощником человеку некто подчиненный, неразумный, бессловесный. И тогда: И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. Так появился первый человек-мужчина. Затем создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. Так появился первый человек-женщина. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. Первый мужчина воспринимает и себя, и первую женщину как изначально единое целое, и сразу пророчествует о том, что отныне будут отцы и матери, супруги и дети, так как именно для этого Бог разделил людей «по полам» – создал из первого человека-Адама людей мужского и женского пола (мужскую и женскую половинки). Сделал Он это потому, что «нехорошо человеку быть одному!» Пусть будут семьи, основанные на любви, согласии и взаимной помощи, пусть людей будет много — так у каждого будут помощники, ибо все люди отныне смогут помогать друг другу: взрослые – детям, а дети – взрослым, мужья – женам, а жены – мужьям, врачи – больным, а учителя – учащимся. Старый – поможет советом молодому, молодой – возьмёт на себя заботу о старике. У всех людей разные таланты и способности, но нет у Бога людей второсортных. Они настолько равны между собой, что до грехопадения у них даже имен разных не было. Мужчина и женщина в Раю по-прежнему оставались Адамом – одной плотью.
Увы, грехопадение стало началом всех трагедий человечества. Бог, предупреждая людей о последствиях греха, предсказал и надрывные труды мужей, не вознаграждаемые справедливо, и горе, и голод, и смерти, и страдания женщин, ибо чем сильнее царствует грех, тем беспощаднее сильный начинает порабощать, презирать и угнетать слабого: 16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: … проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее…; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей: Ева (жизнь), ибо она стала матерью всех живущих.
До пришествия Господа нашего Иисуса Христа тысячелетиями отношение к женщинам действительно, в результате грехопадения было уничижительным. И по сей день в некоторых нехристианских обществах (странах, семьях, сектах) часто можно наблюдать отношение к женщине как к человеку второго сорта, предназначенного для продолжения рода и облегчения жизни мужчин и только. Увы, и в православных семьях иногда встречаются весьма невежественные мужья, которые «на основании Библии» превозносятся над своими жёнами, унижающе и грубо обращаются с ними, отказывают им в помощи, а порой возлагают на них и непосильные труды. И считают себя при этом правыми! Приведу некоторые цитаты из разговоров с мужчинами из нашего Прихода: «Объясните моей жене, что милицию вызывать грех! Я имею право её побить! Муж я или не муж, в конце концов!», «Я её хозяин», «Что значит «прибраться не успевает»? Ну и что, что она только что третьего подряд родила и не досыпает! Пусть вообще не спит, а бабью работу обязана сделать! Она для того и существует!», «Бог жену создал для того, чтоб молча мужу по хозяйству помогала»! — и т. д., и т. п.
Откройте Библию, люди! Абсолютно ясно Господь говорит нам, что нехорошо человеку – и мужчине, и женщине — быть одному, ибо каждому требуется помощь людей! И потому эти строки должны нас заставить не женские обязанности вспоминать, а обратить внимание на одиноких стариков и брошенных детей, надрывающихся в одиночку супругов и сотрудников, матерей или отцов! Наших, кстати, помощников в деле спасения — «друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).
Любовь Чабина «Кого и для кого Бог в помощники создал»
